1

Авиационную отрасль в 2009 г. ждет консолидация на фоне падения перевозок, первого за шесть лет

Проблемы в авиаотрасли начались еще летом — до того как вся страна заговорила о кризисе. Авиакомпаниям не давали жить высокие цены на керосин. Топливо в России стало дороже, чем в Европе, и только в августе оно стало дешеветь. Но для многих уже было поздно. Первым на грани банкротства оказался альянс «Эйрюнион» (пять перевозчиков). Начались массовые задержки рейсов альянса по всей стране. Сейчас деятельность компаний альянса фактически остановлена. 

С началом кризиса денег перестало хватать всем. Банки боятся кредитовать перевозчиков, летать уже прекратили «Интеравиа» и «Дальавиа». Плохо даже «Аэрофлоту». Его чистая прибыль по МСФО сократилась за девять месяцев 2008 г. на 57% до $152 млн, выручка — на 28% до $3,6 млрд. Четвертый квартал может быть убыточным. Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова прогнозирует чистую прибыль «Аэрофлота» на весь год в районе $100 млн. В 2006-2007 гг. рентабельность «Аэрофлота» по чистой прибыли была 9%. В 2008 г. она сократится до 3%, а в 2009 г. — до 2%, говорится в отчете «Ренессанс капитала». Хорошая новость для «Аэрофлота», по мнению аналитиков Альфа-банка, в том, что затраты на керосин при цене нефти в $40 в общей доле расходов в 2009 г. могут упасть до 24% с 40% в 2008 г. 

Перевозки уже начали сокращаться, но в целом в 2008 г. ожидается прирост в 15%. А вот в 2009 г. будет спад на 5-10%, в 2010 г. — еще на 3-5%, думает Сахнова. Только к 2011 г. возможен рост. 2009 год будет первым с отрицательной динамикой за последние шесть лет, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он ожидает спад на уровне 20%. Гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов называет цифру 30%. 

К следующему лету в России могут появиться новые банкротства, полагает Сахнова. Также стоит говорить о слияниях или поглощениях, в том числе с участием государства, добавляет она. Число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое, полагает Сахнова. Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. К этой категории не относятся только 11 первых из примерно 150 российских перевозчиков (данные Транспортной клиринговой палаты). Зато пассажирам хорошо: Сахнова прогнозирует 15%-ное снижение цен на билеты в 2009 г. 

Процесс консолидации, впрочем, начался еще в этом году. «Ростехнологии» и правительство Москвы летом объявили о создании авиакомпании (рабочее название «Росавиа») — конкурента «Аэрофлота» (пассажиропоток через 4-5 лет — 16-20 млн человек). В нее войдут 11 перевозчиков, в том числе компании альянса «Эйрюнион» и «Атлант союз». Не ясна и судьба «Сибири» (второй по величине перевозчик, ее кредиты и займы составляют 11,5 млрд руб.). Сначала к ней присматривался «Аэрофлот», потом владелец НРК Александр Лебедев по согласованию с семьей Филевых (контролируют «Сибирь») предложил государству выкупить 25,5% «Сибири», продав при этом часть своего пакета в «Аэрофлоте». Правда, гендиректор компании Владислав Филев потом сам предложил Лебедеву притормозить переговоры. 

Но на развитие укрупненных активов также нужны деньги. «Росавиа» подсчитала, что ей потребуется 15-20 млрд руб. Причем общая кредиторская задолженность компаний, которые войдут в «Росавиа», на конец 2007 г. составляла 19,6 млрд руб. Государство пообещало авиаотрасли льготные кредиты на сумму 30 млрд руб., но деньги до адресатов пока не дошли.

В следующем году отрасль ждут и другие перемены. Будущие владельцы «Росавиа» обратились в правительство с просьбой пересмотреть механизм распределения так называемого «транссибирского роялти», которое сейчас получает «Аэрофлот». Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов обозначал сумму платежей в $300 млн, эксперты считают, что речь идет примерно о $500 млн. Сахнова думает, что у «Аэрофлота» в 2007 г. из суммы платежей осталось около $100 млн при консолидированной чистой прибыли $313 млн. В середине декабря ФАС завершила проверку, направив в Минтранс предложения, согласно которым роялти должны быть переведены в аэронавигационные платежи, за счет которых Росаэронавигация получит возможность модернизировать свое устаревшее оборудование. Предложения должны быть одобрены правительством. Минтранс и Росавиация также хотят усилить госконтроль за финансовой деятельностью перевозчиков и приостанавливать деятельность авиакомпаний с неустойчивым финансовым положением. 

Ведомости